соразмерность

  • 161Цирк — (circus) у древних римлян место конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов, травли зверей и т. п.), происходивших в известные праздничные дни и называвшихся ludi… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 162Эвритимия — (Ευρυθμία) термин, которым древние греки обозначали взаимное соответствие, взаимную соразмерность отдельных частей художественного произведения и их уравновешенное, стройное, приятное для глаз соединение в одном целом, особенно тогда, когда речь… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 163Брак (термин) — (лат. matrimonium или nuptiae, фр. le mariage; нем. die Ehe) термин, в обширнейшем, бытовом своем смысле, обозначающий продолжительный союз лиц разных полов с целью осуществления физических и нравственных требований человеческой природы, служащий …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 164Детское чтение и Д. литература — Несмотря на более чем вековое существование Д. литературы, по вопросу о задачах Д. чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти для… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 165Лошадь — (Equus) в широком смысле слова единственный ныне живущий род семейства лошадиных, или однокопытных (Equidae s. Solidungula), отряда непарнокопытных (Perissodactyla). Как показывает второе название семейства, наиболее характерную особенность его… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 166Орнамент — исполненное в одной плоскости, вылепленное рельефно или резанное вглубь, одноцветное или иллюминованное красками изображение, служащее в архитектуре украшением различных частей зданий (полов, потолков, карнизов, фризов, капителей колонн, самых… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 167Римское искусство — Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить свое политическое могущество, были лишь в слабой… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 168Романское искусство — Романским стилем принято называть стиль архитектуры и прочих отраслей искусства, возникший на Западе Европы в конце Х столетия и продержавшийся до середины XIII столетия после Р. Х. Он образовался через перенесение элементов античного искусства,… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 169Россия. Русское право: История русского права — А. История русского права. 1) Очерк развития государственных учреждений и источников правообразования до начала XVIII века. Период княжеский, или вечевой. Источники права имеют двоякое значение: это или те творческие силы, которые порождают право …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 170Дисгармо́ния психи́ческая — (dysharmonia psychica; Дис + греч. harmonia соразмерность) недоразвитие одних и (или) преувеличенное развитие других свойств личности …

    Медицинская энциклопедия

  • 171Обследование больного — I Обследование больного Обследование больного комплекс исследований, направленных на выявление индивидуальных особенностей больного, установление диагноза болезни, обоснование рационального лечения, определение прогноза. Объем исследований при О …

    Медицинская энциклопедия

  • 172Темпера́мент — (лат. temperamentum соразмерность, надлежащее соотношение) совокупность индивидуальных особенностей эмоциональных реакций и волевой деятельности человека. Темперамент меланхолический (греч. melas, melanos темный, черный + cholē желчь) Т.,… …

    Медицинская энциклопедия

  • 173Температу́ра база́льная — (лат. temperatura соразмерность, нормальное состояние) температура тела, измеренная утром после сна до приема пищи; используется при исследовании динамики температуры тела …

    Медицинская энциклопедия

  • 174архитекто́ника — и, ж. архит. Соразмерное расположение частей, гармоническое сочетание их в одно целое. || иск. Художественная соразмерность в построении произведения; композиция. [В «Обрыве»] всего более затрудняла меня архитектоника, сведение всей массы лиц и… …

    Малый академический словарь

  • 175изя́щество — а, ср. Тонкое и строгое соответствие, соразмерность во всем, отвечающие требованиям художественного вкуса. Изящество рисунка. Изящество форм. □ Ни тонкостью кожи, ни изяществом рук и ног она похвалиться не могла. Тургенев, Вешние воды.… …

    Малый академический словарь

  • 176пла́стика — и, ж. 1. Искусство создания объемных изображений путем лепки, высекания, резьбы и т. д.; ваяние, скульптура. Школа пластики. □ Изучая античную пластику, с удивлением стоишь перед мрамором. Прошли тысячелетия, он живет. В. Кузнецов, Путь художника …

    Малый академический словарь

  • 177пропорциона́льность — и, ж. 1. Свойство по прил. пропорциональный (в 1 знач.); соразмерность. 2. мат. Зависимость между пропорционально изменяющимися величинами. Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность …

    Малый академический словарь

  • 178ри́фма — ы, ж. Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк. Перекрестная рифма. Глагольная рифма. □ Он сочинял сонеты, хоть порою По часу бился с рифмою одною. Лермонтов, Сашка. ◊ женская… …

    Малый академический словарь

  • 179симметри́я — и, ж. Соразмерное, гармоничное, пропорциональное расположение частей в исследуемом, рассматриваемом объекте. Симметрия геометрических фигур. Симметрия частей человеческого тела. □ Полинялые штофные кресла и диваны стояли в печальной симметрии… …

    Малый академический словарь

  • 180согла́сие — я, ср. 1. Утвердительный ответ на что л., позволение, разрешение. [Бурмин] потребовал минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия. Пушкин, Метель. Когда он понял, что спасти ее могут только крайние меры, он… …

    Малый академический словарь